Новости

Летняя методологическая школа на Байкале: второй сезон

Летняя методологическая школа на Байкале: второй сезон

С 7 по 13 августа на Байкале прошла Летняя методологическая школа «Текст как данные: количественный и качественный анализ текстов в политических науках». Мероприятие, организованное историческим факультетом в сотрудничестве с коллегами и партнерами из других российских вузов, проходило на базе биологической станции Иркутского государственного университета в поселке Большие Коты.

Программа Школы состояла из четырёх образовательных модулей:

  1. Количественный анализ: скрейпинг/парсинг и визуализация;
  2. Количественный анализ текстов: от классического контент-анализа к структурному тематическому моделированию;
  3. Проектирование качественного исследования: case-study и интервью;
  4. Практики анализа качественных данных с помощью специализированных программ (на примере Dedoose).
Маргарита Проходская, сотрудник Счётной палаты РФ                                                                            – По роду службы я постоянно сталкиваюсь с проведением количественных и качественных исследований в рамках развития доказательного подхода к реализации государственной политики. Заявленные к рассмотрению темы Летней методологической школы оказались крайне важны для моей деятельности. Каждый из дней школы был насыщен информацией, применение которой мы практиковали в группах, в рамках разрабатываемых нами проектов. Школа стала безусловной возможностью в короткий срок погрузиться в большой массив актуальных тем по качественному и количественному анализу текстов, который был систематизирован и доступно представлен усилиями отличной команды преподавателей школы. При самостоятельном изучении мне потребовались бы месяцы усилий для того, чтобы прийти в ту точку, которой я достигла, став участником школы. Кроме этого, я познакомилась с большим количеством отличных людей, а также провела незабываемую неделю в удивительном по красоте месте на берегу Байкала.

В результате конкурсного отбора заявок, который осуществлялся на основе рассмотрения мотивационных писем были определены 15 участников школы – студенты, аспиранты и преподаватели ведущих вузов России: Высшей школы экономики (Москва, Санкт-Петербург), Европейского университета в Санкт-Петербурге, Северо-Западного института управления РАНХиГС, Московского государственного университета, Московского государственного института международных отношений, Уральского федерального, Пермского и Иркутского университетов.

Экспертами Школы выступили преподаватели и научные сотрудники ведущих российских вузов и институтов:

  • Юрий Геннадьевич Агафонов (Европейский университет в Санкт-Петербурге, Санкт-Петербург);
  • Андрей Владимирович Семёнов (Социологический институт РАН, Санкт-Петербург);
  • Элеонора Юрьевна Минаева (Центр сравнительных исторических и политических исследований, Пермь);
  • Нефедова Алёна Игоревна (Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва).

В течение четырёх сессионных учебных дней эксперты знакомили участников с передовыми количественными и качественными методами, без которых невозможно провести компетентное исследование в современных политических науках. Для презентации актуальных научных методов были использованы такие программы, как R и Dedoose.

Дмитрий Козьмин, аспирант факультета Политических наук ЕУСПб                                                    – Несмотря на то, что с количественными методами я был знаком достаточно давно, Летняя методологическая школа «Текст как данные» открыла для меня много нового. В первую очередь хотелось бы отметить гибкий формат работы, это большой плюс. Текстовые данные присутствуют практически в каждой области исследования, поэтому мы могли выбрать в качестве индивидуальных проектов те темы, которые соответствуют нашим исследовательским интересам. Конкретно наша группа планирует сделать на основе проекта совместную публикацию. Однако успешная групповая работа не была бы возможна без тех практических занятий, которые проходили в рамках блоков от экспертов. Усвоение достаточно объёмного материала не ощущалось как чрезмерное благодаря качеству преподавания и практическим примерам, которые можно было выполнять одновременно с экспертами. Хотелось бы отдельно выделить интерактивность блоков по качественным методам анализа. Хочется также отметить качество организации летней школы. Организаторы всегда были готовы взаимодействовать с участниками, реагировать за запросы и помогать решать их. Не только организаторы, но и эксперты всегда были доступны для консультаций по групповым проектам.

Результатом работы Школы стали групповые проекты молодых исследователей по следующим темам:

  • «Сентимент-анализ для разработки продуктовой метрики: кейс отзывов на школьное питание»;
  • «Депутатская компаративистика: факторы различия законодательных инициатив в ГД РФ»;
  • «Динамика дискурса о миграции в России в различных СМИ в контексте пандемии COVID-19»;
  • «Оценка качества национального законодательного процесса Европейским Судом по правам человека: количественный и качественный анализ».
Сергей Романов, выпускник факультета социальных наук НИУ ВШЭ (Москва)                                       – Наверное, я повторю чьи-то слова, но главная фишка школы ‒ сочетание Байкала и обсуждения насущных вопросов социальных наук ‒ это что-то. Каждый раз, выходя из домика на лекцию или на обсуждение проекта, я чувствовал, что вид на озеро вдохновляет на что-то новое и работа сразу шла быстро и легко. Этот летний выезд для меня стал своего рода перезагрузкой после сдачи диплома: рассуждай себе о своем, общайся с коллегами, программируй ‒ и все это на фоне живописной природы и с перерывами на спорт, походы в пещеры и баню. Одним словом, лучше условий для научной работы и представить нельзя. Спасибо большое коллегам, которые помогали советом, и организаторам за то, что сделали все это возможным!

Помимо образовательной программы, участники и эксперты школы имели возможность насладиться байкальской природой и совершить ознакомительные походы на мысы Скрипер и Кадильный.

Кирилл Мельников, кандидат политических наук, доцент кафедры социологии и технологий ГМУ УрФУ                                                                                                                                                                              – Летняя школа стала для меня настоящим открытием. Это тот редкий случай, когда в одну точку сошлись невероятно полезный и современный материал, безупречная организация, чудесный пейзаж за окном и потрясающе талантливые и умные люди рядом. Наверно, лучшим индикатором того, что школа удалась на славу, было ощущение недоумения, что всё так быстро закончилось. Неделя пролетела мгновенно - и в этом заслуга всех. Эксперты помогли не просто вникнуть в новую методологическую традицию, но и заинтересовать на самостоятельное дальнейшее погружение в тему. Работа над итоговым проектом дала возможность "не отходя от кассы" применить изучаемые методы к интересующим нас вопросам и создать задел для будущих совместных проектов. А организаторы умудрились в таком интенсивном темпе найти время на знакомство участников с Байкалом и Большими Котами и в целом создали по-настоящему теплую и дружескую атмосферу. Поэтому хочется на языке Python пожелать организаторам:                                                                                                                                                                                                                                                                for i in range (2023, n): print ("Летняя школа 'Текст как данные'- " + str(i) + '. Объявляем конкурс заявок!')                                                                                                                                                                                  Максимизируйте n!