Новости

Статья Александра Станиславовича Маджарова, посвященная 190-летию со дня рождения историка России А. П. Щапова

Статья Александра Станиславовича Маджарова, посвященная 190-летию со дня рождения историка России А. П. Щапова

190 лет назад, 3 октября 1831 г., в селе Анга Иркутской губернии родился российский историк, ученый и общественный деятель Афанасий Прокопьевич Щапов (1831-1876). Историк всероссийского масштаба, первооткрыватель, он определил, утвердил и реализовал в исследовании новое понимание предмета исторической науки: «Сущность истории есть жизнь народная». Исследователь писал о  коренных общероссийских проблемах: народной колонизации (освоении) страны, расколе, смуте, областном (федеративном) начале, земских соборах, о проблемах женщин в современном ему обществе, образовании в истории России.

Разработка концепции «Истории народа» позволила А.П. Щапову занять достойное место в истории науки. А.П. Щапов, наряду с Н.М. Карамзиным, С.М. Соловьевым, Н.И. Костомаровым, В.О. Ключевским, вошел в университетские учебники, в том числе современные, по истории России и отечественной исторической мысли (историографии).

В честь этого события в газете «Байкальские вести» в номере от 27 сентября 2021 года была опубликована статья профессора кафедры истории России исторического факультета ИГУ, доктора исторических наук Александра Станиславовича Маджарова.

Далее приводится полный текст статьи.

К 190-летию со дня рождения Афанасия Щапова

Профессиональное сообщество, люди, знакомые с творчеством и судьбой Афанасия Прокопьевича Щапова (1831–1876), на днях отметят 190-летие со дня рождения историка России, ученого и общественного деятеля.

По прозвищу Моисей

Афанасий Щапов родился 3 октября 1831 года в селе Анга, Иркутской губернии, а 25 февраля 1876-го, на сорок пятом году, ушел из жизни в Иркутске. Здесь же, в Иркутске, он окончил бурсу и семинарию (1839–1852), а затем, уже в Поволжье, Казанскую духовную академию (1852–1856).

В училище Моисей (так прозвали Афанасия однокашники) любил писать сочинения о страданиях Христа за людей. В студенческие годы он за упорные занятия отечественной историей получил прозвище столпника Афанасия.

Старания были замечены, и по завершении учебы выпускника академии приняли на службу.

Слово правды

В 1856 году Щапов приступил к чтению лекций по русской истории в духовной академии, а в 1860-м был приглашен преподавать и в Казанский университет. Развитие ученого шло вразрез с идеями официальной народности. Уже первая лекция педагога в Казанском университете, по истории «великорусского народа», которая состоялась 11 ноября 1860 года, была новым словом в науке и, по словам щаповского однокашника и биографа Аристова, имела громадный успех.

В 1859 году, после выхода в свет книги «Русский раскол старообрядства», отмеченной С.М. Соловьевым, К.Н. Бестужевым-Рюминым и другими как сочинение, открывающее новую страницу в исследовании раскола, историк Отечества А.П. Щапов стал широко известен в России. А через год он представил на суд общественности демократическую теорию истории страны.

«Не убий»

16 апреля 1861 года ученый выступил на Куртинской панихиде, посвященной крестьянам, недовольным «Положением» об отмене крепостного права, расстрелянным войсками под командованием генерал-майора, графа А.С. Апраксина. Речь он завершил словами: «Да здравствует демократическая конституция!». Для человека, воспитанного в духовной традиции, это был акт искупления, крестной смерти во имя убитых крестьян.

1 мая 1861 года по приказу царя Щапов был арестован и заключен в III отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии в Петербурге.

«Чрезвычайно нужен университет в Иркутске»

16 мая, находясь в заключении, историк обратился к Александру II с программой демократических реформ в России. Автор проекта писал монарху о пагубном для отечества «сословном разделении земства», дефиците во власти «честных и просвещенных» людей, невозможности реализовать на практике народную точку зрения на события (отсутствие земских соборов, «городовых» депутатских собраний, свободы слова).

Как просветитель, он говорил самодержцу о потребности в школах, университетах и в духовных академиях. Памятуя о малой родине, преподаватель Казанского университета убеждал царя в том, что для Восточной Сибири чрезвычайно нужен университет в Иркутске.

На берегах Невы

В июле 1861 года А.П. Щапов был освобожден из заточения и определен на службу в канцелярию по «расколу» под надзор полиции, однако вскоре остался без работы и оказался «на улице» в статусе «свободного» историка и журналиста.

В Петербурге он в течение трех лет (1861–1864) продолжил исследование истории России в контексте своей демократической теории, посещал популярный «Шахматный клуб», в котором бывали, например, Н.А. Некрасов, Ф.М. Достоевский, Д.И. Писарев, Н.И. Костомаров, М.А. Антонович, Г.З. Елисеев, Н.Г. Чернышевский, В.И. Семевский. Щапов выступал там с чтением своих работ. В эти дни ученый встречался и спорил о судьбах Отечества с Н.Г. Чернышевским, получил лестное письмо от А.И. Герцена.

Сибирская пристань

16 ноября 1860 года А.П. Щапов прочитал студентам Казанского университета лекцию о декабристах, а 28 марта 1864-го его самого вместе с будущей женой О.И. Жемчужниковой отправили без суда и следствия вслед за ними в Иркутск. Здесь и прошли последние дни Афанасия Щапова (1864–1876). Историк был похоронен на Знаменской горе, а в 1886 году на его могиле поставлен памятник, собранный на средства горожан.

Демократическая концепция истории России

Новая народническая идеология, основоположником которой он явился, позволила А.П. Щапову как ученому и общественному деятелю оставить заметный след в истории России. Лекции в Казанском университете, жертвенное слово на Куртинской панихиде по невинно убитым крестьянам, «История народа», как и вся жизнь А.П. Щапова, являлись реализацией на деле этой идеологии. А «просветительские», «гуманитарные» советы Александру II отражали насущные потребности в реформировании государства.

Построение демократической системы «ценностей» и логики познания, в которой народ стал предметом исторического исследования, способствовало открытию ученым новой истории Отечества. Выявленные Щаповым «народные» начала процесса – колонизация, областность, вече, община, земские соборы – легли в основание доктрины народной колонизации (освоения) страны. А.П. Щапов ввел в историографию идею областного, демократического основания русской истории. Он выделил явление, описал его параметры, раскрыл связь с жизнью народа и дал ему название – областность (не путать с областничеством).

Прочтение истории как движения масс в корне изменило прежние представления о старообрядчестве, земстве: глубинные причины религиозного раскола заключались не в обрядах, а в «жизни народа»; «раскол земства» являлся опасным для страны противостоянием «государева и земского дела»; наконец, с «земской точки зрения» стали очевидны негативные последствия «покорения природы».

Об уроках смутного времени ученый писал в дни реформы 1861 года. Его исторические очерки увидели свет в «Отечественных записках» в октябре-ноябре 1861 года. В эти дни он читал на публике и свое публицистическое сочинение «Письмо П.П. Вяземскому» (8 октября 1861 года), в котором сообщал, что если царь не созовет земский собор и не отречется от императорства, то его ждет страшный суд – «ужаснейшая в свете предстоящая русская революция»!

«Связаны одной нитью»

Потомок ссыльного раскольника, сын русского пономаря и бурятки, равнодушный к деньгам бессребреник А.П. Щапов был историком всероссийского масштаба, исследователем-первооткрывателем. Он определил, утвердил и реализовал в исследовании новое понимание предмета исторической науки: «Сущность истории есть жизнь народная».

Его волновали коренные общероссийские проблемы, а историю Сибири он рассматривал как неотъемлемую часть истории страны. Ученый писал о влиянии гор и моря на характер поселений, о земских соборах, общине, роли женщине в истории России, много страниц своих трудов посвятил проблемам образования.

Творческий метод А.П. Щапова отличался важной особенностью: исследователь ставил проблему народного и государственного начал в истории предельно широко и всегда выявлял главное противоречие, которое определяло характер процесса. Открытие «Истории народа» позволило ученому занять достойное место в истории науки. А.П. Щапов наряду с Н.М. Карамзиным, С.М. Соловьевым, Н.И. Костомаровым, В.О. Ключевским вошел в университетские учебники, в том числе современные, по истории России и отечественной исторической мысли (историографии).

Вспоминая о А.П. Щапове сегодня, мы можем проверить на практике обоснованность его просветительских проектов и глубину исторических прогнозов. Идеи материализуются. Построены школы в каждом селе, возобновили работу духовные академии, развивается Иркутский государственный университет.

После смерти основоположника народничества в России разразилась революция, о возможности которой историк предупреждал царя. Что ввергло страну в этот разрушительный кризис? По определению А.П. Щапова, углубляющийся раскол между «народным, земским» и «государственным, царственным» делом. В годы гражданской войны вслед за революцией, как и в годы «смуты» XVII века, дала о себе знать «областность», о значении которой в истории страны говорил Щапов.

Времени неподвластен

Анализ кризисных эпох отечественной цивилизации, данный историком, по-своему ложится и на современность. В Иркутске в течение 25 лет, с 1996 года по настоящее время, проводятся Всероссийские Щаповские чтения. Состоялось одиннадцать конференций, посвященных историографии, источниковедению, истории отечества, часть из которых прошла в рамках областного фестиваля «Дни русской духовности и культуры». Изданы сборники трудов историков России, развивающих проблемы отечественной исторической мысли, поставленные А.П. Щаповым.

Многие страницы своих работ А.П. Щапов посвятил пагубности расхищения природных богатств. Все его предупреждения об опасности опустошения «народной экономии» оправдались с лихвой.

Вневременное, выходящее за пределы второй половины XIX века значение лучших сочинений А.П. Щапова, засвидетельствованное в трудах многих поколений исследователей творчества ученого и в учебной литературе, выводит его в разряд классиков русской историографии и дает нам возможность говорить с историком, жившим в золотой век русской культуры, как с современником.

У стен альма-матер

В дни юбилеев принято делать подарки. Хорошим подарком для Иркутского государственного университета, города и области к юбилею А.П. Щапова, направленным на сохранение исторической памяти, патриотическое воспитание школьников и студентов, была бы реализация проекта, укрепляющего связь поколений:

– открытие мемориальной доски на одном из корпусов университета (или около корпуса, ибо в университете он не учился) следующего содержания: «Афанасий Прокопьевич Щапов (1831–1876) – историк России. 16 мая 1861 г. обратился к Александру II с предложением учредить университет в Иркутске»;

– открытие сквера с бюстом ученого и лавочками неподалеку от памятной доски. В этом сквере прохожие, особенно студенты, глядя на бюст, вспоминали бы, что еще в довузовский период столицы Восточной Сибири, в XIX веке, здесь учился, жил и похоронен замечательный ученый всероссийского масштаба, историк Афанасий Прокопьевич Щапов, прославивший Иркутск и наш край.

На фото: Церковь в селе Анга. Фото 1913 года;

Казанский императорский университет, где в 1860—1861

годах Афанасий Щапов преподавал русскую историю;

Памятник на могиле А.П. Щапову на Знаменской

горе в Иркутске (предместье Марата).