Новости
Заметки об истории подготовки специалистов-международников в ИГУ
Продолжаем праздновать юбилей направления «Международные отношения». Своими воспоминаниями о создании на историческом факультете ИГУ специальности поделился д.и.н., профессор кафедры мировой истории и международных отношений Владимир Павлович Олтаржевский.
Двухтысячный год стал переломным для исторического факультета Иркутского госуниверситета. В этом году состоялся первый набор на новую специальность на факультете – международные отношения. Думаю, это был закономерный этап в развитии исторического образования в нашем университете.
Иркутск всегда играл важную роль в российской политике на Дальнем Востоке. Достаточно вспомнить историю заключения первого русско-китайского договора 1689 г., или обстоятельства регулирования торговли через Кяхту в 90-е гг. XVIII в., и, тем более, решение проблемы российско-китайской границы при генерал-губернаторе Восточной Сибири Н.Н. Муравьёве-Амурском в середине XIX в. Хорошо известно также значение научных организаций и меценатов Иркутска в организации и проведении исследований сопредельных России стран Восточной и Центральной Азии и в установлении торговых связей с ними. С Иркутском было связано развитие в XVIII–XIX вв. изучения восточных языков, таких как монгольский, китайский, японский. Поэтому закономерным итогом было появление в созданном в 1918 г. Иркутском университете отделения внешних сношений при одном из первых факультетов – историко-филологическом. Хотя это отделение просуществовало около пяти лет, оно, несомненно, стало связующим звеном между востоковедными исследовательскими традициями XIX века в Иркутске и формированием базы изучения международных отношений.
Трудные для гуманитариев Иркутского университета 1920–30-е гг. не привели, к счастью, к исчезновению интереса к изучению истории международных отношений и связей России со странами Востока. К продолжателям этого направления в научно-педагогическом развитии Иркутского университета мы относим создателя нашей кафедры Сергея Владимировича Шостаковича. Обе его диссертации, кандидатская и докторская, связаны с историей международных отношений и внешней политики России. Многие преподаватели кафедры всеобщей истории, предшественницы нынешней кафедры мировой истории и международных отношений, воссозданного в 1940 г. историко-филологического факультета в своей исследовательской и педагогической работе продолжали традиции досоветского и советского периодов в изучении истории международных отношений и истории дипломатии.
Кафедра мировой истории и международных отношений является выпускающей кафедрой специальности “Международные отношения” и в своей преподавательской и научной работе опирается на базу, заложенную в монографических исследованиях и специальных курсах С. В. Шостаковича (нарушение норм международного права германским милитаризмом, российско-иранские отношения первой половины XIX в.), Е. М. Даревской (российско-монгольские отношения в конце XIX – начале XX в.) и других преподавателей 1950–60-х годов. То, что докторские и кандидатские диссертации сотрудников кафедры и аспирантов продолжили и продолжают историко-международное направление в работе кафедры, закономерно и естественно. Сотрудники кафедры известны своими исследованиями истории американской внешней политики (профессор В. В. Яровой, доцент А. Д. Агеев), роль инонациональных меньшинств в межгосударственных отношениях в прошлом и настоящем (профессор В. И. Дятлов и его ученики), место Японии в системе международных отношений и российско-японских отношений (профессор С. И. Кузнецов, доцент К. В. Иванов, А. С. Куклина и другие продолжатели японоведческой проблематики в нашем регионе), внешней политики Монголии и российско-монгольских отношений в XIX–XX вв. (профессор Е. И. Лиштованный), международных отношений в АТР, внешней политики Новой Зеландии и истории российско-новозеландских отношений (профессор В. П. Олтаржевский, профессор Н. Н. Пузыня, доцент И. В. Олейников, доцент М. Л. Рыбалко). Можно с полным основанием отметить, что названные направления научно-исследовательской работы всегда пользовались интересом у аспирантов и студентов-дипломников, специализировавшихся по кафедре мировой истории и международных отношений. Европейские проблемы международных отношений на кафедре изучают доценты Ю. В. Елохина, Е. А. Матвеева, Т. Я. Янгель. Теоретические аспекты международных отношений являются сферой интересов доцентов Д. В. Козлова, Е. А. Матвеевой и С. Ф. Шмидта. Тем самым кафедра мировой истории и международных отношений, обеспечивая высокопрофессиональное преподавание основных и специальных дисциплин по зарубежной истории, в не меньшей степени научными и учебно-методическими узами тесно связана с проблемами истории международных отношений.
Если говорить об обстоятельствах создания на истфаке ИГУ специальности международные отношения, то, конечно, к инициаторам этого процесса следует отнести профессора Г. Н. Новикова, в то время заведовавшего кафедрой, и профессора С. И. Кузнецова, декана факультета в 2000–2005 гг. Личные контакты Геннадия Никифоровича в МГИМО и Дипакадемии помогли достижению позитивных результатов для кафедральной инициативы. Этому содействовала также публикация 1996 г. первого в России учебного пособия профессора Г. Н. Новикова «Теории международных отношений», материалы которой были апробированы в ходе зарубежной преподавательской работы профессора и в процессе научно-педагогической работы в Иркутском университете.
Направление подготовки «Международные отношения» до 2010 г. реализовывалось в выпусках по программе специалитета, т. е. пятилетнего обучения. В 2010 г. был начат приём в четырехлетний бакалавриат. После первого выпуска бакалавров (2014 г.) кафедра получила право организации магистратуры по специальности международные отношения с двухгодичным сроком обучения. К юбилейному году состоялось 10 выпусков международников по программе специалитета, 7 выпусков бакалавров и 5 выпусков магистров. Эти цифры говорят о достаточно большом опыте подготовки специалистов в области международных отношений. Основная часть абитуриентов, обучавшихся в специалитете и бакалавриате, показала хорошую мотивацию и интерес к новому направлению высшего образования. Магистратура подтвердила обоснованность нашего выбора.
Несколько слов о моём участии в работе отделения (назову его так) международных отношений истфака. На специалитете и бакалавриате я вёл три дисциплины – историю международных отношений и внешней политики России, основы дипломатии (первоначально этот предмет назывался ДКС, «Дипломатическая и консульская служба»), введение в специальность «международные отношения». Все они относятся к базовым профессиональным дисциплинам. Если история международных отношений вводит в становление и развитие этих отношений, то основы дипломатии дают представление о главном инструменте их мирного осуществления. Я с удовольствием занимался сюжетами эволюции международных отношений, студенты с интересом относились к занятиям. При подготовке лекционного курса мне, конечно, помогало то, что в предшествующие годы я читал историкам лекции по средневековой истории Европы и Азии, по новейшей истории Западной Европы и Америки, в которых всегда уделял значительное внимание темам по международным отношениям. Были у меня и соответствующие спецкурсы, из которых я особенно любил «Историю Второй мировой войны» и «Международные отношения в АТР». Некоторый опыт дало ведение занятий на факультете международного права Юридического института в течение 1998–2001 гг., хотя международники-правоведы постепенно уменьшали лимит часов на историю именно международных отношений и, в итоге, оставили только историю международного права. Наверное, это более целесообразно. Наконец не могу не вспомнить с благодарностью энергичное содействие Мирона Акимовича Бендера к привлечению меня в 1980-е годы к работе в вечернем университете марксизма-ленинизма при Иркутском обкоме КПСС для обеспечения учебных запросов слушателей этого «университета», интересовавшихся международными делами.
Что касается основ дипломатии, то в этом предмете из профессионального цикла нашел реализацию мой интерес к дипломатическому искусству и его истории, жившей во мне еще со школьных лет, и когда мечта о работе дипломата после окончания школы в то время осуществиться не могла. Я с удовольствием собирал и читал книги и статьи мемуарного и специального содержания на протяжении многих лет. В зрелые годы довелось обращаться в соответствующие структуры МИД СССР за разрешением на публикацию сборников материалов наших научно-практических конференций в 80-е годы (тогда такой «допуск» был обязателен). Незадолго до открытия у нас специальности “Международные отношения” в 1990-е гг. я прошел стажировку в Историко-документальном управлении (ИДУ), Научно-организационном центре (НКЦ) МИД СССР/РФ и некоторых других подразделениях министерства. Тогда я смог увидеть на практике некоторые аспекты работы наших дипломатов. Стажировка в Новой Зеландии 1993 г. дополнила полученную информационную базу и позволила конкретизировать детали. Первый вариант лекционного курса по основам дипломатии я «выверял» на студентах первого набора на новую специальность в 2003–2004 учебном году, затем на протяжении следующих лет постоянно дорабатывал его. Реакция студентов-международников на него, их вопросы, обсуждение тем практических и семинарских занятий оказали мне большую помощь. Сейчас я веду у магистрантов-международников курс «Теория дипломатии и современная дипломатическая система».
Многие студенты-международники выполняли под моим руководством дипломные работы по истории международных отношений и внешней политике России, некоторые — по основам дипломатии. Со своими дипломниками я всегда работал с удовольствием, встречая с их стороны искренний интерес и даже чувство гордости.
Почти все кандидатские диссертации, выполненные под моим руководством аспирантами нашей кафедры, также были связаны с исследованием проблем истории и современного состояния международных отношений, чаще всего в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Неумолимый ход времени и здравая оценка меняющихся реалий привели к тому, что я постепенно передал ведение «моих» предметов своим бывшим аспирантам, ставшим высококлассными специалистами и получившим заслуженные ученые степени и звания. Это доцент Ю. В. Елохина, профессор Н. Н. Пузыня, доценты И. В. Олейников и М. Л. Рыбалко, преподаватель Н. Е. Уткина. Уверен, что «эстафетная палочка» остается в надежных руках.
Доктор исторических наук, профессор кафедры мировой истории и международных отношений В. П. Олтаржевский