Новости
Продолжаем праздновать юбилей направления «Международные отношения»
Своими воспоминаниями поделилась кандидат исторических наук, в 2000-х гг. доцент кафедры мировой истории и международных отношений и один из руководителей направления Савельева Людмила Павловна.
Оглядываясь на минувшее двадцатилетие, испытываешь удовлетворение от того, что дело кафедральных «отцов-основателей» во главе с заведующим кафедрой, профессо-ром Г. Н. Новиковым сегодня живет и активно развивается. Следует вспомнить, что начиная с 50-х годов ХХ в. кафедра всеобщей истории ИГУ (до 1988 г.), а затем кафедра новой, новейшей истории и международных отношений (до 1999 г.) и, наконец, сегодня (с 2001 г.) кафедра мировой истории и международных отношений активно развивала меж-дународную тематику, сформировав в своей структуре два научно-учебных подразделения: Центр азиатско-тихоокеанских исследований (руководитель проф. В.П.Олтаржевский) и Центр международных исследований им. Ф. Броделя (руководитель проф. Г. Н. Новиков). Кадровый ресурс кафедры вполне соответствовал грандиозному замыслу (7 докторов наук и 8 кандидатов наук, исследовательские интересы которых в той или иной степени были связаны с международной проблематикой). Однако идею открытия на кафедре новой об-разовательной специальности «международные отношения» разделяли не все коллеги на факультете и в ректорате, считая, что она бесперспективна для провинциального вуза.
В конце 90-х и начале двухтысячных проект открытия образовательной специаль-ности «международные отношения» нашел реализацию в других сибирских университетах (Томский ГУ, Кемеровский ГУ, Алтайский ГУ, Омский ГУ) как некая попытка самостоя-тельно выйти на новый международный уровень. Следует признать, что реализовать эту амбициозную идею только за счет достаточно скудных внутренних ресурсов без инвести-ций извне (как интеллектуально-информационных, так и финансовых) было бы сложно. Большой вклад в эту программу (как бы не хотелось это признавать сегодня) был сделан Мегапроектом Института Открытое Общество «Развитие образования в России» (пре-словутый Фонд Сороса). Ресурсным центром для кафедры стала межкафедральная группа международников МГИМО (У) МИД РФ (проф. М. М. Наринский, П. А. Цыганков, Ю. В. Дубинин, Д. М. Фельдман, А. В. Ревякин и др.), обеспечившие подготовку программ, методических материалов, а также чтение лекций и проведение мастер-классов в ИГУ, предоставив стажировки и консультации для аспирантов и преподавателей. Еще одним импульсом для повышения качества образования по специальности «международные от-ношения» явилось участие университета в совместной международной программе (МОНФ, Минвуз, Фонд Карнеги и др.), результатом которого стало создание в ИГУ Меж-регионального института общественных наук (МИОН). Концепция его развития предпо-лагала разработку теоретических аспектов международных отношений как «внешней среды» по отношению к Сибири, соприкасающейся с зарубежным постсоветским про-странством и сопредельными странами АТР. Все вышесказанное позволяет считать, что открытие в ИГУ образовательной программы по международным отношениям явилось не волюнтаристским решением в угоду моде и престижу, а результатом внутренней логики развития международных изысканий в университете и требований регионального соци-ального заказа.
Думается, что создание специальности «международные отношения» на истори-ческом факультете имело позитивное значение, поскольку давало возможность для пони-мания и усвоения студентами хронологической синхронности исторической и междуна-родной проблематики, их взаимосвязи. В таком виде образование представляется более фундаментальным. Региональный компонент цикла общеобразовательных дисциплин и предметов специализации был направлен на углубление знаний студентов, как в плане клас-сических сюжетов специальности, так и региональных проблем. Поэтому, например, предусматривалось, что дисциплины по теории и истории международных отношений углублялись такими курсами как «История международных отношений в АТР», «История международных отношений стран Восточной Азии», «Китай в системе международных отношений», «Международные отношения на Дальнем Востоке», курсами по истории и современному положению стран региона: Китая, Монголии, Японии и т.д. Еще один ас-пект кафедральных исследований, результаты которых были широко введены в образова-тельную программу - это анализ миграционных процессов как явления характерного для сибирского общества. Эта проблематика исследовалась группой московских, иркутских и монгольских специалистов под руководством проф. В. И. Дятлова. Результатом этого вза-имодействия явилась разработка и чтение курса «Трансграничные миграции и проблемы безопасности в современной России» (проф. В. И. Дятлов).
Кафедра стремилась дать студентам-международникам не просто знание компе-тенций, а обеспечить серьезное университетское образование. После окончания универси-тета при встречах выпускники всегда отмечали эту фундаментальность, которая им очень пригождалась в профессиональной деятельности.
Пристальное внимание к изучению проблем АТР соответствовало практическим потребностям как Иркутской администрации, так и регионального бизнеса. Это привело к установлению тесных контактов с департаментами и комитетами по международным и внешнеполитическим связям региональных администраций, консульских представитель-ств, внешнеэкономических отделов фирм и предприятий. Они обеспечивали специальность прикладными курсами и базами практик, внесли элемент практической значимости в те-матику курсовых и особенно дипломных работ.
Предметом особой заботы организаторов учебного процесса была языковая подго-товка по двум обязательным языкам (европейским – английский, французский, немецкий и восточным - китайский, японский, монгольский). Преподавание восточных языков велось, как правило, «носителями языка». Хочется вспомнить добрым словом преподавателя ки-тайского языка- Хэ Кай Ли и преподавателя японского языка – Ода Тосио, которые позво-лили студентам не только овладеть языками, но и глубже проникнуть в культуру и тра-диции изучаемых стран. Следует отметить также важное значение для специальности «международные отношения» сотрудничества с международными фондами, прежде всего с фондом «Гражданское образование» (СЕР). Удачным стартом в этом сотрудни-честве явилось приглашение на факультет докторанта из университета Макджил (Ка-нада) Д.Феррелла, который читал студентам курсы по политическим наукам на англий-ском языке. По мнению самих студентов, этот факт обеспечил мощный прорыв в языко-вой подготовке и явился стимулом для более основательного занятия языком. Знакомство с новыми для наших студентов методиками преподавания расширяло их представления о зарубежных системах образования. Например, один из американских преподавателей про-водил свои консультации в иркутской кофейне, что сначала изумляло студентов (а препо-давателей настораживало), но потом понравилось, и студенты с интересом ходили на его обязательные еженедельные консультации. Или другой пример. Целый семестр читался курс по правам человека на основе анализа пьесы У. Шекспира «Венецианский купец», по итогам которого надо было написать эссе. Два нерадивых студента представили списан-ные у однокурсниц работы. Это вызвало большой скандал с американским преподавателем, который отказался принимать у них экзамен и настаивал на отчислении данных студен-тов, как принято в американских вузах за подобные нарушения. Кое-как скандал удалось замять, но для студентов этот инцидент стал уроком. Нужно отметить, что у студен-тов первых наборов, с которыми я работала, был достаточно высокий уровень базового образования, а поскольку бюджетных мест было мало, соответственно, конкуренция была высокой. Большинство поступивших (в том числе и на коммерческой основе) учились с интересом, можно сказать, увлеченно. Однако некоторые не выдержали высокой нагрузки, особенно по языкам, и вынуждены были уйти. Учились по новой специальности и студенты из Китая. Им было особенно сложно, поскольку знание русского языка остав-ляло желать лучшего, но они как-то справлялись. Не без удовольствия вспоминаю эти пер-вые годы работы со студентами-международниками, которые в полном смысле являлись элитой факультета. Как мне кажется, и для кафедры это было время кипучего энтузи-азма, жарких дискуссий и плодотворных исследований.
И сегодня, в связи с 20-летием открытия на истфаке специальности «международ-ные отношения» хочется пожелать дальнейшего развития и процветания преподавате-лям и студентам, которые в совместном тандеме стремятся к покорению новых вершин.
Кандидат исторических наук, доцент Л. П. Савельева.