Новости
Студенты Исторического факультета участвуют в RJE3 – Российско-японской образовательной программе ИГУ и университета Хоккайдо
В августе – начале сентября студентка Исторического факультета ИГУ Мария Кузнецова приняла участие в Летней школе Университета Хоккайдо (Япония), организованной в рамках совместной российско-японской образовательной программы по подготовке экспертов для руководящей роли в области устойчивой экологии, культуры и развития в регионах Дальнего Востока и Заполярья (RJE3).
Мария Кузнецова прошла обучение по таким курсам, как «Международная археологическая полевая школа на острове Ребун», «Введение в дальневосточные и арктические исследования: окружающая среда, культура и устойчивое развитие» и «Прошлое и настоящее Хоккайдо: история Исикари и Сорати».
- Международная археологическая полевая школа проходила на самом севере Японии в августе. На раскопки собрались интересующиеся археологией студенты со всего мира: из России, США, Канады, Австралии, Италии, Великобритании, Китая, Тайваня, Эстонии, Финляндии и, разумеется, Японии. Работать в таком коллективе было одновременно очень интересно и полезно, ведь это и языковая практика, и обмен опытом. Для организации эффективной работы коллектив был разделён на две команды, которые по очереди участвовали в раскопках, обрабатывали материал в лаборатории и собирали этнографический материал, организуя интервью с жителями острова Ребун. Таким образом, каждый день приносил новые впечатления, связанные с разными сторонами работы археолога. На раскопе мне удалось поработать на слоях культуры Дзёмон (3200-2500 лет до н.э.) и Охотской культуры (V-VI вв. н.э.). Оба слоя богаты керамикой и каменными орудиями. В ходе археологической школы учёные со всего мира читали лекции по археологии и антропологии, - рассказывает Мария Кузнецова.
Два других курса, в которых Мария приняла участие, проходили в конце августа – начале сентябре в Саппоро в Университете Хоккайдо, партнёре ИГУ.
- Курс «Введение в дальневосточные и арктические исследования: окружающая среда, культура и устойчивое развитие» был очень насыщенным: ежедневно нам читали 3-4 лекции профессора из Университета Хоккайдо и российских вузов-участников программы RJE3 (в том числе представители ИГУ – профессор Сергей Ильич Кузнецов и доцент Елизавета Аркадьевна Матвеева), а также приглашённые профессора из других стран. Во второй половине дня шло обсуждение прослушанных лекций в небольших группах по 5-7 человек. В составе моей группы было 2 студента из России, 4 – из Японии и 1 из Венгрии. Лекции и обсуждение проводились на английском языке. В конце каждого дня группы представляли результаты дискуссий в форме презентации и отвечали на вопросы экспертов. Наиболее интересны для меня были лекции, касающиеся истории и культуры рассматриваемого региона. В последний день группы представили итоги недельных занятий – финальную презентацию, в которой мы должны были ответить на вопрос «Как мы можем играть лидирующую роль в развитии арктических и дальневосточных регионов?». Несомненно, этот курс был важен для понимания проблем нашего региона и поиска оптимальных решений этих проблем. Кроме того, в первый день работы семинара всех участников ждал официальный приём у генерального консула Российской Федерации в городе Саппоро А. А. Фабричникова. Приём прошёл на территории Генерального консульства РФ в Саппоро, - говорит Мария Кузнецова.
Последний курс, «Прошлое и настоящее Хоккайдо: история Исикари и Сорати», прошёл в первую неделю сентября. Курсом руководил профессор Университета Хоккайдо Асахи Сиракидзава. Целью курса было ознакомить студентов с этапами развития острова Хоккайдо, которое активно началось в эпоху Мэйдзи (1868-1912).
- В течение четырех дней мы посетили наиболее значимые места в Саппоро и близлежащих городах: музеи, памятники, исторические места. В Саппоро нам даже предоставили возможность посетить городской архив и ознакомиться с особенностями работы в нём. Кроме того, научные сотрудники музеев других культурных учреждений, которые мы посетили, подготовили для нас лекции, посвящённые истории Хоккайдо. После лекций нам проводили увлекательные экскурсии. Запоминающимся стало посещение музея современного искусства Саппоро, где а настоящий момент проходит выставка работ Караваджо – известного итальянского художника начала XVII в. Стоит отметить высокий уровень организации курса. Первые два дня были отведены на изучение истории Саппоро – крупнейшего острова Хоккайдо, третий день прошёл в портовом городе Отару, который ранее был экономическим центром Хоккайдо, а в последний день мы посетили несколько городов, которые до недавнего времени специализировались на добыче угля. В настоящее время добыча угля в Японии стала экономически невыгодной, и города во многом живут за счёт туризма. Мы посетили угольные шахты и узнали особенности добычи угля в данном регионе, а также ознакомились с перспективами развития этой отрасли, - рассказывает Мария Кузнецова.
По окончании обучения студенты получили сертификаты участников данных курсов. После завершения Летней Школы большая часть участников программы RJE3 вернулась в Россию, где они смогут использовать полученные знания в своей научной и профессиональной деятельности. Некоторые студенты, в том числе и студентка Исторического факультета ИГУ Мария Кузнецова, остаются в Университете Хоккайдо на долгосрочную стажировку до февраля 2020 года.
- Благодаря участию в Летней Школе Университета Хоккайдо я получила уникальные знания и бесценный опыт. Каждый курс по-своему повлиял на меня и моё мировоззрение, и теперь я могу проводить свои исследования с опорой на полученный материал. Также для меня действительно была важна языковая практика и налаживание контактов с учёными со всего мира. Программа RJE3 – отличная возможность открыть в себе новые стороны и расширить круг своих научных интересов, - подводит итоги Мария Кузнецова.